четверг, 15 сентября 2011 г.

С профессиональным юмором о том, как составить правильный бизнес-план


  
Предисловие.
Данная статья содержит действительно полезные идеи, но задуманна автором скорее как профессиональное чтиво для расслабления, с вкраплением полезной информации. Если Вы рассчитываете получить строго изложенную универсальную методику, то дальше лучше не читать.
Предупреждение.
Введение целиком, и Основная Часть Статьи частично состоят из шуток и прибауток на злобу дня, и не в коей мере не ставит своей целью кого-либо обидеть или оскорбить. В случае отсутсвия чувства юмора смело приступайте к прочтению пункта Предлагаемый Метод.
Введение.
Данная статья не претендует на полное изложение темы, и не утверждает, что Предлагаемый Метод являются единственно верными. Но он проверен и работает, и работает качественно. Кроме того, эту статью имеет смысл читать внимательно только если Вы либо ничего не умеете, либо умеете мыслить категориями плана счетов и двойной записи, интуитивно понимаете суть бухгалтерского учета, и умеете составлять бизнес-планы. В случае не соблюдения указанных условий одновременно Вы рискуете ощутить когнитивный диссонанс от того, что считаете себя хорошим специалистом по бизнес-планированию без системного понимания бухгалтерского учета, а автор  утверждает, что системное понимание бухгалтерского учета необходимо. Скорее всего, для выхода из когнитивного диссонанса в таком случае данным специалистом при прочтении статьи подсознательно будет выбрано решение отвергнуть необходимость понимания бухгалтерского учета, т.к. оно на свое освоение требует годы обучения и практики. А в случае отвержения необходимости в понимании бухгалтерского учета как следствие придет отвержение данной статьи, и продолжение засорения рынка непрофессиональными бумажками, называемыми бизнес-планами.
Основная часть статьи
Бизнес-планы (и зачастую то, что ими называется) составляются для разных целей. Вот первые, пришедшие на ум (мошеннические схемы не берем в расчет):
1)      «Выбить» у акционеров/руководства деньги на проект для его реализации. Причем самое главное получить деньги и запустить проект, а там будь что будет;
2)      Обосновать получение кредита в банке, как вариант займа от партнера;
3)      Обосновать получение дилерства у дистрибуторов, нужен для того, что бы дистрибутор был уверен в рыночных перспективах и/или компетентности дилера;
4)      Потому что так модно/правильно/прогрессивно/позитивно и прочая чушь.
По форме и содержанию бывают разные требования к бизнес-планом:
1)      Бизнес-план должен быть красиво оформлен (для многих это самое главное);
2)      Бизнес-план должен защищаться человеком с представительской внешностью/дипломом MBA/знойной блондинкой (выбор зависит от ситуации);
3)      Бизнес-план должен содержать правильные данные по анализу рынка;
4)      Бизнес-план должен быть правильно рассчитан с точки зрения методологии бизнес-планирования (вся статья на самом деле про четвертый пункт);
5)      Бизнес-план должен базироваться на правильных технологических расчетах.
На практике бизнес-план может рисоваться бизнесменом карандашом «на вскидку» за две минуты на бумажном листке 15Х15 см, и содержать с десяток цифр по инвестициям и прибыли. И по факту потом окажется что он был близок к истине, по крайней мере ближе, нежели правильно рассчитанный и оформленный бизнес-план разрабатываемый группой разнопрофильных специалистов два месяца за деньги, составляющие 10% от стоимости проекта. Бывает, что необходимо просто подвести расчеты под эти реальные цифры, так, что бы расчеты  выглядели реалистично.
Возможен вариант составления бизнес-плана для такой целевой аудитории, которая обладает значительным капиталом, жизенным опытом и мудростью, но с точки зрения экономической науки рядовой пастух из какой-нибудь непризнанной республики с тридцатью восьмью баранами лучше разберется в сути излагаемого материала. Т.е. нужно составить вкусно/красиво/«кошерно»/«по понятиям» оформленную бумажку в которой будет две-три таблички с выплатами и поступлениями, и с полным _и_ принципиальным отсутствием каких-бы то ни было терминов.
Самый частый вариант – это составление как-бы правильно оформленного документа, с как-бы цифрами похожими на как-бы целевые параметры. Как-бы целевые параметры могут черпаться из чьего-то сна, из средней по рынку, либо просто потому что так получилось, главное, что всем сторонам как обычно на самом деле все-равно. Степень запрашиваемой правдоподобности может быть разной, если она зашкаливает, значит смотрите следующий вариант.
Бывает, также, что нужно составить действительно правильный бизнес-план. Нужно, потому что иначе никак. Например не дадут лакомого дилерства, и хуже того – отдадут конкурентам. И там проверять бизнес-план будут вдумчиво и со знанием дела. Именно о том, как быть в такой  ситуации сейчас и пойдет речь.
Исходные способы составления бизнес-плана:
1)      Взять за основу Старый Добрый Excel;
2)      Выбрать некую специализированную программу по составлению типовых бизнес-планов;
3)      Сделать базовые расчеты бизнес-плана в программе поддерживающей план счетов посредством проводок (например в 1С: Бухгалтерия, 1С: Управление Производственным Предприятием (подсистема бюджетирования), 1С: Инталев, либо не 1С, но продукт с аналогичными возможностями.
Кстати, пару слов о правильном бизнес-плане:
1)      Как минимум непременно должны быть следующие формы: Прогнозный Баланс, Бюджет Доходов и Расходов (ОПУ) и Бюджет Движения Денежных Средств, Бюджеты остатков ТМЦ, Бюджет Кредиторской и Дебиторской задолженности;
2)      Указанные формы  должны между собой «вязаться», что это значит Вы или знаете, или google в помощь по запросу «двойная запись».
Теперь подробнее о плюсах и минусах приведенных исходных способов:
1)      Старый Добрый Excel – Вы садитесь за компьютер, за пару-тройку часов в случае простого бизнес-плана делает основную часть, любуетесь результатом и начинаете проверять. До Второго Пришествия, это если Вы принципиальный человек. Либо до состояния когда на что-то закрываются глаза, в случае если Вы гибкий человек. Но при проверке такого бизнес-плана той стороной вполне возможно его отклонят;
2)      Специализированная программа – любую программу надо хотя бы разок проверить. Если Вы Вашу спрециализированную  программу проверяли и уверены в ней, то можно сказать Вам повезло. Повезло, потому что, программы, как это ни странно, пишутся программистами, а программисты, это такие люди которые думают, что во всем разбираются. И все же предположим Вам повезло и у Вас хорошая программа для составления типовых бизнес-планов. В этом случае есть ненулевая вероятность того, что там не будет специфики описываемого бизнеса, и эту программу ради Вас не доработают. Тогда остаются варианты 1 или 2;
3)      Движения по плану счетов в специализированной программе бюджетирования либо бухгалтерского учета, в частности продукты 1С. Вы садитесь, берете типовой план счетов, методично разрабатываете правила хозяйственных операций (например шаблоны хозопераций в 1С Бухгалтерии или структуру зависимостей оборотов по бюджетам в 1С УПП), вводите проводки, анализируете оборотно-сальдовые ведомости, берете тот же Excel и рисуете на основе даных базы данных готовый бизнес-план. Когда Вы все красиво оформляете, сшиваете и архивируете копию выясняется, что возникла потребность «чуть-чуть подправить пару цифр», в частности все инвестиции, сроки полезного использования по ОС, структуру доходов, алгоритм расчета себестоимости, общехозяйственные затраты, коммерческие расходы и т.п. И так до Второго Пришествия. Но зато будет все правильно.

Напрашивается мысль, а как бы сохранить плюсы и избавиться от минусов. Автор путем проб и ошибок остановился на Предлагаемом Методе.
Предлагаемый Метод
1)      Создается бизнес-план в экселе;
2)      Он же повторно вводится на план счетов проводками, например в 1С: Бухгалтерия (тема для отдельной статьи);
3)      В экселевском бизнес-плане исправляются все выявленные ошибки (приготовтесь ззаранее - их будет на удивление много);
4)      Благодоря проверенным формулам в экселе теперь можно быстро и качественно формировать сколько угодно разных сценариев данного бизнес-плана.
Все просто.

P.S.
Кстати, вот только несколько дней назад очередной раз пригодился созданный шаблон. Нужно было за несколько часов сделать бизнес-план... иии... вуаля! Все готово!

Отправить комментарий