четверг, 8 марта 2012 г.

И прозрел я и уверовал. BSC.


Всем привет. Исторически так сложилось, что мои воззрения на автоматизацию и консалтинг всегда были консервативными, и консерватизм со временем только возрастал. Во-первых, потому что я внедренец, а любой внедренец знает, что все изменения достигаются потом и кровью, зачастую даже если эти изменения незначительны. Во-вторых, потому что есть солидный опыт программирования, и это накладывает отпечаток трезвости - когда все кричат "а давайте сделаем что-то эдакое!!!" для меня это пустой звон - нужна конкретика, причем реализуемая. В-третьих - был опыт ведения собственного бизнеса - поэтому прекрасно понимаю, что все имеет свою цену. Деньги есть деньги. В-четвертых - довелось работать с горе-консультантами, которые снимали большие деньги за свои красивые речи, цветные графики и диаграммы. А заказчики на выходе получали в лучшем случае выкинутые на ветер деньги. И в-пятых… возраст… с возрастом начинаешь смотреть на жизнь более приземленно и цинично.
Однажды на переговорах по постановке и автоматизации бюджетирования с потенциальными клиентами ребята предупредили – если переговоры дойдут до стадии генерального директора не дай Вам Бог произнести вслух всякую чушь типа BSC, ССП, kpi  и тому подобное.  Лучше и не скажешь. Понятно, что дело то это хорошее, но дискредитированное. Итак - BSC  - буду так ее называть, есть причины, почему это более правильный термин с расовой точки зрения. Что для BSC нужно?
1.     Генеральный директор должен открыто назвать стратегические цели предприятия. Одно уже это маловероятно. Привыкли у нас люди скрывать все.
2.     Определить ключевые показатели, которые нужно приоритетно «вести», для достижения стратегических целей. Оно то в теории все просто, только хватит ли данных? Ведь показатели нужны очень разные и качественные, ту же удовлетворенность клиентов или долю рынка многие могут назвать? Или бюджетирование и управленческий учет- у чех ли оно работает – а это тоже отдельные пласты работы.
3.     Каскадировать показатели на уровень отделов и сотрудников. Вот тут-то  самое интересное начнется – это же заработная плата, ошибка в процессе каскадирования и человек начнет зарабатывать слишком мало или слишком много. И это еще полбеды – он может начать зарабатывать слишком мало или слишком много даже если все правильно. Слишком высокая заработная плата отдельных сотрудников покажется плохой идеей для руководства, слишком низкая… ну не все же сотрудники с улицы пришли… И политика, политика, политика…
4.     Провести автоматизацию, отдельная тема, понятно, что тоже там не все так просто.
Короче говоря, давайте называть вещи своими именами – подавляющая часть наших предприятий принципиально не готова к внедрению BSC. Как поется в одной известной песне Земфиры «без шансов, без вариантов, безотносительно именно к Вам». А все сладкие речи консультантов про пользу внедрения BSC – это уже заезжанный штамп. И вот тут вся загвоздка – мне и не в домек было, что на самом деле мнение о том, что BSC не нужна – это тоже штамп, клише, овладевшее мной и при том не осознаваемое. И знаете, если бы мной этот факт осознавался, то менее всего надеялся бы, что разрыв штампа произойдет здесь и сейчас, в компании в которой работаю. Не потому что компания плохая – компания замечательная, просто это… как прозреть и уверовать. Просто произошло и все тут.
Нет, ну не просто так, конечно. Недели две как тому назад шеф озадачил меня тем, что нужно разработать управленческий учет. Новый управленческий учет, для себя я его обозвал «Проект УУ 2.0». Но что именно от него хочется получить шеф пояснить толком не смог, с мотивировкой, что это моя работа придумать что именно нужно. Смысл в том, что есть у нас управленческий учет. Дешевый, сердитый, и самое  главное очень эффективный - сидит в расширенной аналитике бухгалтерского учета, но  в нем есть все, что нужно. Ну возникла недавно потребность добавить в отчеты сравнительные коэффициенты по отношению определенного рода затрат к валовой прибыли, задача на несколько дней от силы. Начал формулы продумывать и стали появляться вопросы – да и  отложил на потом. Ночью сегодня проснулся и вспомнил, что лежит у меня где-то в закромах книга «Внедрение системы сбалансированных показателей» (Horvat&Partners), лежал долго, смотрел в потолок, сна – ни в одном глазу, ну, думаю, чего лежать-то – надо пойти хоть почитать, может сон навеет. Навеял. Только не сон. Уже на третей странице понял - мозаика собралась! Несколько листов бумаги исписал, все сходится! BSC – это то, что нам нужно. И это полный разрыв штампа! И сон сразу здоровый пришел, и днем настроение вполне себе здравое. Вот, думаю, сяду – напиши презентацию шефу, да в бой. Хотелось бы, конечно, на тематических форумах детали обсудить с профессионалами, но тема деликатная и, можно сказать, интимная, поэтому пока поставлю на паузу.


P.S.:
Если Вам интересная была эта статья, Вам, возможно, будет интересно прочитать также следующие материалы:
Платежный календарь в 1С
Автоматизация управленческого учета
Постановка, автоматизация и внедрение бюджетирования
Автоматизация консолидации данных
Автоматизация бизнес-процессов и системы электронного документооборота
Отправить комментарий