понедельник, 30 сентября 2013 г.

Пролетая над точкой бифуркации. Предварительный макроэкономический прогноз и прогноз по авторынку 2014.

Привет всем. На прошлой неделе звонил шеф, спрашивал что у нас там с бизнес-планом на 2014й год, вот, думаю, пора начинать его верстать. Мне на входе к бизнес-плану необходимо получить прогноз продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Краснодаре и крае, но исходить все-равно следует из экономики в целом. К слову сказать, прогноз на 2013й год скорее всего провалится, причем полностью. Так, по август включительно, фактический рост продаж новых а/м без учета Лады в Краснодарском крае оказался меньше прогнозируемого на 7.5%  (фактически продажи выросли на 6.5%, а прогнозировали рост 14%, причем основной драйвер роста это Новороссийск, в то время как Краснодаре показал скромные 2.5% роста). И это еще не вечер - к концу года ожидаю ситуация ухудшится, Краснодар окажется около ноля, край процентов 5 роста возможно сохранит. Ошибка в прогнозе это нормально, не нормально то, что я никак не могу понять почему началась "съеживание" (shrinking) рынка, причем синхронно по всей России. Замечу, что в Краснодаре рост 2.5% это без Лады, с ее учетом скорее всего падение (точно сказать трудно - со статистикой Лады есть проблемки), а если не забывать про постоянный миграционный приток в Краснодар то это означает сокращение продаж на 1000 человек населения - т.е. налицо общефедеральный фактор работает и у нас, край вытягивается ростом в Новороссийске и притоком населения. Самая главная "теория" о корреляции продаж новых а/м к цене нефти перестала работать (см нефть), CEO Автостата Сергей Целиков  подтверждает данный вывод. Денежная масса скачет вверх-вниз, курс рубля тоже (хотя он на автомобильные цены в существующем коридоре колебаний влияет не так сильно, 2-3% слабо ощущаются на фоне «выгодных предложений», данный эффект скорее влияет на распределение спроса по брендам и моделям, нежели на совокупный объем ). ВВП тормозится, но рост ВВП та еще хитрая штука, на самом деле даже при умеренном снижении ВВП богатство населения растет, а с учетом низкой автомобилизации населения наращенное богатство среднего класса в первую очередь будет инвестироваться в автомобили и недвижимость, так что нулевые темпы роста ВВП это еще не повод к падению продаж автомобилей. Ставки по кредитам... не анализировал вопрос, но они как были безумно большими так и остается такими, безусловно это важный фактор, но паттерны потребления (в данном случае в части терпимости к процентным ставкам) вряд ли могут поменяться за полгода.  Введенная с начала июля программа льготного автокредитования уже показала первые результаты - эффект не столь велик, как ожидалось, что также косвенно снимает подозрения с кредитов. Есть еще один фактор, о котором никто не говорит - резкий демографический сдвиг  половозрастной структуры населения - численность молодежи сокращается на десятки процентов, а у зрелых людей уже меньше желания и способности учиться водить и пересаживаться на автомобили. Фактор, уверен, сильный, но опять же - он срабатывает на горизонте лет в пять, синхронность не объясняет. Долгие медитации над темой ни к чему  меня не привели. Но, кажется, ответ есть. Буквально вот сейчас родился, пока писал. Мы прошли точку бифуркации

Из wikipedia:
Бифуркация — это приобретение нового качества в движениях динамической системы, при малом изменении её параметров.

Говоря проще, какое-то из перечисленных, или не перечисленных незначительных изменений, либо их совокупность, привели к резкой смене состояния экономики (считай системы). Как вода превращается в лед при минимальном изменении температуры, так и экономика - последние небольшие изменения спровоцировали переход в другое состояние. Кэп очевидность говорит, что мы перешли в фазу стагнации. И хотя Карлос Гон не сомневается в оптимистичных перспективах российского рынка, лично во мне зерно сомнения проросло до неприличных размеров. Никоим образом не претендую на полноценный многоплановый анализ и прогноз, но... давайте будем реалистами и посмотрим на перспективы российской экономики в 2014 г.:
1) Сокращение госрасходов и госинвестиций вызовут снижение занятости, уровня доходов населения, и далее цепочка сокращения по мультипликатору многократно пройдется по экономике, постепенно затухая, но каждый раз срезая еще жирка. Это минус. Причем сильный;
2) Заморозка тарифов естественных монополий. С учетом всяких оговорок это скорее  всего будет не заморозка, а замедление темпов нагревания. Причем, учитывая угрозы владельцев шубохранилищ, стоит сразу понимать, что "упущенный" доход точно не коснется их оффшорных счетов. Уверен, наши так называемые естественные монополии, решат наглядно проучить правительство и начнут сокращать простых работяг и ухудшать и без того зачастую не лучшее качество своей продукции (перебои с перевозками, электричеством и т.д.). Что бы неповадно было. Поэтому, несмотря на очевидный теоретический плюс, лично я поставлю минус;
3) Нефть. С нефти надо было начинать, конечно. Впрочем это уже не важно. С нефтью будет все плохо. Для нас. Снижение рисков военных действий на Ближнем Востоке лишат нефть "военной премии", Обама скорее всего не будет до конца своего второго срока втягивать США в новую войну, последнее потепление отношений с Ираном и временное снижение градуса над Сирией тому подтверждение. Если очередная война с запахом нефти и случится, то не в 14м году. Далее - "сланец" в США развивается бурными темпами, это давит на нефть. Спрос на нефть  - в развитых странах снижается, вся надежда на развивающийся мир, в первую очередь на Китай. В Китае по слухам все не так радужно как привыкли все думать (в обычном смысле, не гейском), так что Китай в одиночку не вытянет спрос. Поэтому ставлю на 100-105 долларов в 2014м г. за баррель. И это конкретный жирный минус;  
4) Ожидаемое QE 3  Tapering - или, по-русски, сокращение третьего раунда программы количественного смягчения в США. По-русски звучит даже менее понятно. Тут четыре фактора. 
4.1) Отмена QE3 охладит экономику США, снизит спрос, что охладит  в свою очередь экономику стран-экспортеров и стран экспортеров экспортеров, если так можно выразиться. Короче говоря - это минус.  
4.2) Финансовые рынки отреагируют негативно, в частности рынок акций США - если экономического чуда не произойдет, то Dow Jones и NASDAQ "просядут". РТС и ММВБ за ними, только с большим левереджем. Не знаю как сейчас, но вспоминая кризис 2008-2009 гг. можно сказать, что за счет обесценивания залоговой базы банки сокращают кредитование предприятий, либо вообще требуют вернуть кредиты при сильном снижении РТС и ММВБ. А это уже рост финансовых издержек, "резанье костов", сокращение персонала и все остальные "радости".  В настоящее время это наверняка не так актуально, но все же это опыт был - так что минус. 
4.3) Цена на нефть. Тут тайна покрытая мраком, не считая наше правительство, которое точно знает что будет,  весь остальной мир просто говорит о том, что есть много разнонаправленных факторов и предсказать влияние QE 3  Tapering на oil prices не возможно. Интуиция однако же намекает на их снижение в среднесрочной перспективе. Так что ставим минус с большим знаком вопроса;
4.4) Курс рубля. Он снизится, т.к. доллар укрепится относительно мировых валют. Полагаю мы увидим 35 рублей за доллар США в следующем году. По большому счету, в долгосрочном плане это хорошо (на мой взгляд), но это сразу усилит инфляцию, и с точки зрения прогноза спроса на автомобили это минус;
5) Демография. Тут сразу рисуем минус, жирным шрифтом и в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ. Пока как-то мало кто осознал в какую яму мы недавно провалились, и то, что выход из этой ямы один - расширять программу материнского капитала - переводя диапазон ее действия с 1го ребенка и до 10го с применением прогрессивной шкалы. И еще то, что это выход, который сработает лет через 25. А сейчас будет все плохо.  А без программы будет еще хуже, причем сразу; 
6) Безработица/загрузка производственных мощностей - вроде низкая безработица это хорошо, но не в нашем случае. Это даже Д.А. Медведев недавно заметил. Потенциала роста нет. При этом любые движения приведут к кратковременным ухудшениям.  Минус;
9) Повышение налогов, сборов и пошлин. Лукойл уже заявил о прогнозе рост цен на ГСМ на 10-15% из-за повышения налогов. Минус; 
10) Перевод пенсионных средств из частных фондов в ВТБ и прочие пенсионные безобразия, о которых все скромно молчат. На выходе получим снижение долгосрочных инвестиций. Минус (буквально через полчаса после публикации данной статье прочитал новость про отмену накопительной пенсии в 2014 г., короче говоря -минус-минус-минус); 
11) Перманентное ускоряющееся технологическое отставание российской экономики. Не то что бы у нас не было развития, но надо понимать, что у нас оно в разы (десятки раз) медленнее требуемых темпов. Очевидно, что в долгосрочной перспективе только развитие технологий является источником роста ВВП на душу населения. 

Есть также два обнадеживающих фактора:
1) Планы ограничить размер ставок по потребительским кредитам. Дело правильно, но толку будет мало - провалится все на этапе реализации. Единственный выхлоп будет заключаться в создании новой комиссии и комиссии по контролю комиссии. Ни плюса ни минуса, просто ноль;
2) Ранее упомянутая программа льготного автокредитования. Плюс. Однозначный, первый и единственный.  

Думаю 11 минусов против одного плюса хватит для оценки тренда, так что подведем итоги. Честно говоря, если бы была биржа, на которой торговались акции стран, я бы уверенно поставил крупный лот акций "Россия" на "Sell". Полагаю в 2014 году несмотря на все чудеса статистики и оптимизм МВФ мы увидим в РФ снижение объема ВВП и рост инфляции. Возможно нам нарисуют 1% роста и 5% инфляции, но на самом деле будет скорее всего хуже. Чем больше правительство и центробанк будут бороться с инфляцией ужесточением монетарной политики, тем больше придется предприятиям повышать цены с целью компенсировать потери. 
Вернемся к авторынку - макрокономика будет давить сверху на спрос, продажи новых автомобилей продолжат увеличиваться в премиум-сегменте (эффект Матвея - богатые становятся богаче, и в кризис тоже, и это правильно), в остальных сегмента продолжат сокращаться. По  итогам 2014 г. в отношении к 2013му году, полагаю, мы увидим сокращение продаж на несколько процентов, назову минус 2% по РФ. Цифра с потолка, но мне так видится. Краснодарский край вырастет процента на 4. Краснодар процента на 2. Прогноз крайне предварительный, но хочется отметить, что картина в целом невеселая вырисовывается. Но и не такая уж и плохая. Пару-тройку лет у российских предприятий, в т.ч. автодилеров, будет время заняться оптимизацией процессов, повышением уровня клиентоориентированности и т.д., так что небольшой застой в нынешней ситуации может даже и хорошо. 


Отправить комментарий