вторник, 27 мая 2014 г.

Анализ состояния автомобильного рынка Краснодарского края и республики Адыгея. Апрель 2014 г

Продажи новых автомобилей на Кубани упали на 15%
В конце 2013 г. перспективы рынка продаж новых легковых и коммерческих автомобилей виделись стабильными, в целом по России ожидалось продолжение снижения продаж, но не в таких масштабах как в 2013 г. В Краснодарском крае и республике Адыгея, напомним, рынок в 2013 г. удержался на уровне 2012 г., и консолидированный прогноз местных автодилеров на 2014й год был в пределах от 0%  до -1%. Результаты первых четырех месяцев 2014 г. нарастающим итогом с начала года показали снижение продаж на 14,85%. 


Подобный резкий разворот рынка может создать впечатление резкого ухудшения состояния региональной экономики, однако это не вполне соответствует действительности. Следует выделить два вида факторов. Во-первых, есть факторы, которые объективно негативно влияют на рынок. Во-вторых, есть факторы, которые лишь создают видимость резкого ухудшения, не являясь такими по существу, с них и хотелось бы начать:
1.       Эффект высокой базы. В период с января по апрель 2013 г. в Краснодарском крае и Республике Адыгея были зафиксированы рекордные объемы продаж автомобилей, после чего рынок в мае фактически обвалился и восстанавливался до конца года. Показатели 2013 г. во многом были «вытянуты» именно за счет ударных первых четырех месяцев 2013 г., поэтому сравнивая продажи апреля 13го и 14го следует делать поправку на вышеозначенный фактор. На этот фактор можно отнести примерно 5 из 15% разницы между 2013 и 2014 гг.
2.       Опережающий спрос конца 2013 г.- первого квартала 2014 г. вызванный резкой девальвацией национальной валюты. Потребители стремились купить автомобили по старым ценам, по которым дилеры приобрели их еще до повышения ценника автопроизводителями. В связи с этим многие покупатели с целью экономии приобретали автомобили раньше планируемого срока. К концу марта стоки 2013 г. были распроданы и в продажу идут преимущественно автомобили 2014 г. уже по новым, некомфортным расценкам. В связи с этим текущий спрос на автомобили вышел на «нормальную» кривую, но с поправкой на временное снижение за счет прошедшего опережающего спроса.
Однако, как ранее было обозначено, на рынок негативно влияют и определенные объективные факторы:
1.       «Чистка» банковской системы. ЦБ начиная с осени 2013 г. проводит жесткую политику оздоровления банковской системы, что в итоге выражается в увеличении процента отказов в выдаче кредитов на приобретение автомобилей и, соответственно, играет на понижение объемов продаж;
2.       В результате девальвации произошел существенный рост цен на новые автомобили, что заставляет некоторых потребителей отложить приобретение нового автомобиля на более отдаленную перспективу;
3.       Увеличение стоимости страхования и некоторые проблемы страхового рынка также заставляют потребителей отложить спрос в целях экономии;
4.       Эскалация напряженности в ситуации вокруг Украины вызывает рост экономических рисков и неопределенности, что заставляет многих потребителей и их работодателей формировать дополнительную  финансовую подушку безопасности, в т.ч. за счет средств, которые ранее планировалось инвестировать в приобретение автомобилей;
5.       Региональный фактор сочинской Олимпиады. С одной стороны, до проведения Олимпиады экономика Краснодарского Края и Адыгеи пропускала через себя колоссальные потоки инвестиций, что разогревало рынок труда, повышало доходы населения и корпоративного сектора, и, следовательно, спроса. После завершения Олимпиады данный эффект не просто прекратился, но и сменился проблемами, вызванными цепочкой неплатежей, которая началась после фактического дефолта многих ключевых компаний, принимавших участие в Олимпийской стройке. Рост дебиторской задолженности и кризис ликвидности у их местных подрядчиков привел к росту задолженности по заработной плате и снижению доходов населения и предпринимателей в некоторых отраслях на Кубани и в Адыгеи. Данный фактор начал активно сказываться к концу марта 2014 г. и его эффект будет ощущаться еще долгое время.
По результатам неформального общения с топ-менеджментом крупных региональных автохолдингов можно констатировать - автодилерами ситуация воспринимается настороженно, но в целом спокойно, прогноз продаж и бюджеты на 2014 год пересматриваются в сторону существенного понижения. В среднем звучит оценка в минус 10-20% к 2013 г. Мне представляется реалистичным прогноз снижения продаж на 10-12%. Резкое снижение продаж в сравнении к прошлому году, которое произошло в апреле, уже к середине лета нивелируется, и будут преимущественно работать более долговременные факторы. Также к этому времени начнет нарастать поток инвестиций связанный с интеграцией инфраструктуры Крыма  в российскую экономику, что впоследствии компенсирует спад части отраслей региональной экономики, который наблюдается после завершения Олимпийской стройки. Также важно понимать, что у произошедшей девальвации ожидается долгосрочный положительный макроэкономический эффект, действие которого постепенно будет нарастать, и это, в свою очередь, будет способствовать восстановлению спроса, в т.ч. и на новые автомобили. Чистка банковской системы по всей видимости уже подходит к завершению, поэтому дальнейшее усиление негативного влияние этого фактора маловероятно. Более того, оздоровленная банковская система с определенным временным лагом должна придать импульс рынку. Количество автомобилей на душу населения у нас пока значительно отстает от показателей развитых стран, и это будет основным драйвером роста спроса в ближайшие годы, кроме того, в Краснодарский край продолжается активный приток населения из других регионов и РФ и ближнего зарубежья. Учитывая приведенные доводы мне видится восстановление и дальнейший рост спроса в Краснодарском крае лишь делом времени, вопрос заключается только в том, когда именно начнется этот процесс. Весьма вероятно, что первые признаки восстановление начнут проявляться уже в сентябре-октябре и компенсирует локальный минимум апреля-мая.
Интересен анализ с точки зрения районов Краснодарского края и Адыгеи – в Калининском, Усть-Лабинском, Староминском и Ленинградском районах был зафиксирован рост продаж, в Краснодаре снижение составило -17%, побережье (Новороссийск, Анапа, Сочи, Геленджик, Туапсе) провалилось более чем на 20%, и анти-рекорд установил Крымский район -40%

Район
Процент
Калининский район
11%
Усть-Лабинский район
5%
Староминский район
4%
Ленинградский район
2%
Каневской район
0%
Приморско-Ахтарский район
0%
Новопокровский район
-2%
Красноармейский район
-3%
Белореченский район
-7%
МО город Горячий Ключ
-7%
Майкопский район
-7%
Павловский район
-8%
Шовгеновский район
-8%
Кореновский район
-9%
Темрюкский район
-10%
Кавказский район
-12%
Мостовский район
-13%
Кущёвский район
-13%
Успенский район
-13%
Лабинский район
-13%
Тимашевский район
-13%
Тахтамукайский район
-14%
Выселковский район
-15%
Северский район
-16%
Брюховецкий район
-17%
МО город Краснодар
-17%
Динской район
-18%
Ейский район
-18%
Гулькевичский район
-18%
Тихорецкий район
-19%
Кошехабльский район
-19%
Новокубанский район
-20%
МО город-герой Новороссийск
-20%
Курганинский район
-20%
Крыловский район
-21%
МО город-курорт Анапа
-21%
Гиагинский район
-21%
Тбилисский район
-22%
Белоглинский район
-22%
Абинский район
-23%
Щербиновский район
-24%
МО Город-курорт Сочи
-24%
Туапсинский район
-24%
Теучежский район
-26%
Славянский район
-26%
Апшеронский район
-27%
Красногвардейский район
-30%
Отрадненский район
-31%
Город-курорт Геленджик
-34%
Крымский район
-40%

Вес территорий в продажах новых автомобилей:




Количество регистраций в 2014 г. в абсолютном выражении:


Количество регистраций в 2014 г. в на 1000 человек населения (плотность регистрации):



Продажи по брендам:



Несмотря на общий спад выросли продажи следующих брендов:
MINI
50%
LANDROVER
41%
CITROEN
25%
LEXUS
25%
SKODA
20%
CHERY
20%
MERCEDES
12%
DODGE
8%
NISSAN
4%
RENAULT
3%
AUDI
2%
HYUNDAI
1%

Меньше рынка снизились продажи
SUBARU
-1%
MAZDA
-2%
INFINITI
-4%
TOYOTA
-4%
MITSUBISHI
-7%
JAGUAR
-9%
BMW
-9%
KIA
-11%

Хуже рынка были продажи у следующих брендов:

CHEVROLET
-18%
VOLKSWAGEN
-19%
OPEL
-21%
GAZ
-22%
GEELY
-22%
VOLVO
-22%
FAW
-23%
BAW
-25%
VAZ
-29%
HONDA
-31%
DAEWOO
-32%
UAZ
-33%
IVECO
-33%
FIAT
-40%
SUZUKI
-43%
SSANGYONG
-43%
LIFAN
-51%
PEUGEOT
-51%
FORD
-52%
GREAT WALL
-53%
SMART
-57%
CADILLAC
-60%


Как видно из вышеприведенных таблиц, с точки зрения региональных игроков автомобильного рынка сложившаяся ситуация не однозначна. На продажах премиальных брендов спад сказался незначительно, и результаты по итогам года вполне могут показать прирост к 2013 г., что, следовательно, благоприятно скажется на финансовых результатах данных автодилеров. Касательно среднего ценового сегмента можно прогнозировать, что то в нем спад может оказаться наиболее значительным, но, опять же, будет сильно варьироваться в зависимости от бренда. Например, такие бренды как Škoda, Toyota, Nissan, RENAULT, CITROEN вероятно проявят большую устойчивость, а Chevrolet, Opel, Ford, Peugeot могут по итогам года претерпеть снижение продаж на десятки процентов. Но подобные прогнозы возможно делать исходя их сложившейся на текущий момент ценовой политики, которая тактически может резко меняться, например, если тот же GM начнет активно снижать ценник, то структура рынка моментально поменяется.

Относительно перспектив экономического состояния автодилеров, полагаю, ждать проблем не стоит - спад продаж на 10, 20 или даже 30% позволит большинству автодилеров с сбалансированной структурой капитала оставаться в «зеленой зоне» и получать прибыль. Дело в том, что доля продаж автомобилей в составе прибыли дилеров находится в рамках 20-50%, остальная прибыль идет по другим каналам, в основном по послепродажному обслуживанию и продаже запасных частей, которые сохраняются в течении гарантийного срока. Во всем мире автомобильный бизнес развивается циклически – в периоды бума продаж основная прибыль зарабатывается на продаже автомобилей, в периоды спада прибыль зарабатывается на послепродажном обслуживании. По примерным оценкам падение спроса на автомобили на 20% приведет к снижению валовой прибыли примерно на 5-10%, что вполне приемлемо. Локальные кризисные явления тем не менее могут произойти у некоторых автодилерских предприятий, вероятно будут свернуты отдельные инвестиционные программы, оптимизированы затраты, но в целом автомобильный бизнес пройдет через текущую экономическую турбулентность в рабочем режиме.

Отправить комментарий