пятница, 23 мая 2014 г.

Про истинные причины нежелания переименовывать Краснодар в Екатеринодар

Привет всем! В нашем мещанском захолустье - Краснодаре (кстати, одном из 20 крупнейших городов Европы по совместительству) свежая новость - Мэр Владимир Лазаревич Евланов анонсировал референдум по вопросам переименования Краснодара в Екатеринодар. Затея, прямо скажем не самая популярная. Но граждане, которые не хотят переименования, вполне справедливо опасаются, что их мнением пренебрегут. Для справки - лично я поддерживаю затею, но если Краснодар останется Краснодаром сильно не расстроюсь и готов уважать мнение большинства. Но вот что меня заинтересовало, так это реакция большинства - уж слишком агрессивная, и у меня есть гипотеза об истинных причинах сопротивления горожан переименованию. Дело, как ни странно, в национализме. Тут надо понимать историю. Кубань, как и все северное причерноморье, насквозь пропитана историей, куда не копнешь - везде есть древние артефакты, следы прошлых культур, жили здесь в разное время десятки племен, впоследствии крупные державы пытались контролировать территорию, начиная с Древней Греции и заканчивая фашисткой Германией. И вот так случилось, что к  1792 г. на Кубани вроде как никто не обитал (что само по-себе странно, писал об этом здесь) и власти Российской Империи предложили эти земли запорожским казакам, что бы потеснить адыгов и турков. Что примечательно, казаки эти, представьте себе, не были сословием. Они даже не были русскими. Они говорили на украинском (по некоторым источникам даже татарском), одевались по особенному, их образ жизни был прямопротивоположным тому, что был в Московии, т.е. они были вольными людьми и никому не подчинялись. Причем еще при Петре I с казаками как Россия так и Турция общались через министерства иностранных дел. Единственное, что объединяло казаков и русских - это православная вера. Все. В остальном это были разные нации. Т.е. была тогда такая нация (народность если хотите) - запорожский/черноморский казак. Если Вы все же не верите, что казаки были не русскими, то перевидите текст какой-нибудь кубанской песни, например этой:

Сывым конэм грае

Сывым конэм грае
Малёвана брычка,
Эх! Люблють мэнэ хлопцы,
Що я й нэвэлычка

Що я й нэвэлычка
Та щей нэ богата. Эх!
Прийдыть подывыться -
Хлопцив повна хата.

Хлопцив повна хата,
Тай повные сины. Эх!
Мои кавалеры
Вси лавы засилы

Вси лавы засилы
Закуску поилы. Эх!
Мои кавалеры
Вси лавы засилы.

Сывым конэм грае
Малёвана бричка.
Эх, люблють мэнэ хлопцы,
Що я й нэ вэлычка.

Ну как? Легко перевод дался? Всякий раз, как возникнет искушение ляпнуть, что казаки это русское сословие - вспоминайте возникшие у Вас трудности перевода.

Впрочем отвлеклись. Запорожские казаки переселились на Кубань, основали станицы и столицу Кубани - Екатеринодар. Не будем вдаваться в нюансы, просто акцентируем еще раз внимание - Екатеринодар не был русским городом - он был городом с другой титульной нацией. Впоследствии начался постепенный процесс растворения казаков в русском обществе, на Кубань и в Екатеринодар постоянно прибывало русское население, малороссы, армяне и т.д. Однако даже к революции 1917 г.  и гражданской войне Кубань все еще была этнически обособлена от русских, о чем свидетельствует, например, провозглашение Кубанской Народной Республикой независимости в 1918 г., ее сепаратисткое проукраинское движение   И вот этого Кубани не простили. Печально известный голодомор очень сильно коснулся и Кубани. Моя прабабушка, светлая ей память, Ахтырская Степанида, не любила рассказывать про те времена. Их советские оккупанты раскулачили - забрали вообще всю еду, даже зерно на посев, умерли на её руках - тогда совсем еще девченки -  распухли от голода и умерли её родители, и все братишки и сестренки, маленькие детки. Это не рассказ про кого-то. Это про моих родственников. Мою кровь. Про обычных, не в чем не повинных детишек, которых не просто убили - заморили голодом. Ели все - мох, кору, землю...  Им русские советсткие оккупанты устроили геноцид. Казачество тогда стало под запретом, расстреливали даже за хранение национальной одежды. Когда фашисткая армия оккупировала Кубань, то часть казачества присоединилась к фашистам, и, откровенно говоря, я не могу их критиковать. Не в том смысле, что одобряю - нет конечно, но критиковать не могу, у многих из них на то были мотивы. Я сам не знаю как бы поступил тогда.... Потом были десятки лет советизации и русификации, которые практически под чистую стерли национальную самоидентификацию потомков казаков, и сейчас остается лишь небольшое бытовое разделение. Спрашиваю бабушку - "Бабуль, кто ты по национальности?" Она мне "Як хто? Русская!" А я ей - "а в Москве кто?" "Та то кацапы".  И местное население, даже ультраобразованное  и современное,  по прежнему промеж себя называет приезжих с севера  "москаликами". Вот наконец мы и подошли к переименованию. Дело в том, что именно в крупных городах Кубани, в первую очередь в Краснодаре, оседало приезжее русское население, и со временем русских приезжих стало гораздо больше казаков. При этом на бытовом уровне национальная неприязнь между русскими и потомками казаков никуда не делась, просто ушла очень глубоко в подсознание. И теперь большинство горожан, русских по национальности, естественно не хотят переименование их уже родного города в национально и культурно чуждое им название, их не интересует на самом деле стоимость мероприятия. Все эти отговорки про миллиардные бюджеты, проблемы с ЖКХ, заведомые обвинения в распиле бюджета - это оправдание нежелания восстановления исторической справедливости. Вся возникшая агрессия к референдуму это следствие именно национальной неприязни русских к казакам, нежелания признавать ответственности за геноцид местного населения и разрушение местной культуры.

И еще, если вы думаете, что Екатеринодар был какой-то грязной деревней, то это не так. Екатеринодар был развитым, современным европейским городом, например первый трамвай в Екатеринодаре появился всего через год после Москвы, население было образованным, грамотным, бурно развивалась промышленность, культура и наука. Екатеринодар называли маленьким Парижем. И архитектура была красивейшая - даже сейчас можно часами ходить по старому городу и любоваться искусной кирпичной кладкой на стенах, окнах, балкончиках, фирменной ковкой навесов и ступенек. И звучит Екатеринодар мирно, спокойно. Не то, что красный и агрессивный Краснодар. Впрочем, it's just my opinion.






Отправить комментарий