понедельник, 4 августа 2014 г.

Автомобильный рынок Кубани - результаты 1го полугодия 2014 г

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Краснодарском крае и Республике Адыгея в мае-июне 2014 г. резко упали. Нарастающим итогом с начала года рынок в регионе показал минус 21%, при этом в РФ в целом спад составил 7.6%.  И если  до мая включительно рынок шел по сезонной траектории 2013 г.  с минусом порядка 14-16%, то в июне вместо традиционного оживления продажи ушли в крутое пике - отдельно продажи июня 2014 г. в сравнении к июню 2013 г. упали на 41%, что оказалось в разы хуже даже самых пессимистичных прогнозов. В России в целом продажи июня упали на 17.3%



Не вызывает никаких сомнений, что емкость кубанского авторынка позволяет при благоприятной экономической ситуации продолжать наращивать продажи, однако в краткосрочной перспективе не понятно, какой вектор развития ожидает рынок. Возможно продажи достигли своего дна и в течении одного-двух месяцев произойдет частичное восстановление объемов продаж, возможно некоторое время будет продолжаться падение, либо продажи стабилизируются на текущем уровне в 6000-7000 автомобилей в месяц. При сценарии стабилизации продаж на текущем низком уровне, и особенно при сценарии их дальнейшего падения у значительной части автодилерских предприятий могут возникнуть серьёзные финансовые трудности. Если учесть фактор неравномерности изменения продаж по брендам и дилерам, то те автомобильные салоны, которым «не повезло» с брендом могут в самое ближайшее время столкнуться с опасным дефицитом ликвидности и убытками, что при условии перекредитованности может привести к требованиям со стороны банков срочного погашения кредитов и последующими банкротствами. С точки зрения покупателей подобная ситуация грозит тем, что внеся предоплату за автомобиль можно его не дождаться ввиду банкротства конкретного автодилерского предприятия, поэтому следует отдавать предпочтение покупке автомобилей которые есть у автодилеров на складе и с ПТС. В зону риска попадают преимущественно независимые автосалоны (не входящие в холдинговые группы), у которых бренды из числа наиболее упавших в продажах. Холдинговые группы, как правило, имеют диверсифицированный портфель брендов, что позволяет компенсировать убытки одних своих автодилерских предприятий прибылью с других, однако с учетом величины падения продаж проблемы могут возникнуть и у них. Если ситуация не изменится в ближайшие месяцы в лучшую стороны мы увидим у автодилеров дальнейшие сокращения персонала, снижение уровня зарплат и прочие действия, направленные на минимизацию затрат. Инвестиционные расходы определенно будут заморожены, борьба за долю рынка будет идти в плоскости слияний и поглощений.
Увеличили свои продажи за первое полугодие следующие бренды:
Бренд
2013
2014
Процент изменения
JEEP
82
122
49%
DAIHATSU
47
65
38%
LANDROVER
359
467
30%
SKODA
1 495
1 649
10%
LEXUS
419
461
10%
JAGUAR
30
33
10%
CHERY
307
311
1%
PORSCHE
105
106
1%

Спад продаж до 20% произошел по следующим брендам:
Бренд
2013
2014
Процент изменения
MINI
20
19
-5%
MERCEDES
1 392
1 288
-7%
CITROEN
510
461
-10%
HYUNDAI
6 407
5 651
-12%
SEAT
33
29
-12%
RENAULT
2 398
2 034
-15%
FAW
94
79
-16%
MAZDA
1 271
1 064
-16%
INFINITI
168
140
-17%
NISSAN
2 988
2 470
-17%
AUDI
892
723
-19%

Спад продаж от 20 до 40%:
Бренд
2013
2014
Процент изменения
BMW
961
713
-26%
TOYOTA
4 689
3 450
-26%
CHRYSLER
10
7
-30%
VOLKSWAGEN
4 622
3 149
-32%
VOLVO
130
88
-32%
KIA
5 153
3 484
-32%
DAEWOO
1 412
936
-34%
GAZ
1 566
1 024
-35%
OPEL
2 402
1 543
-36%
CHEVROLET
4 173
2 630
-37%
GEELY
799
498
-38%
DODGE
29
18
-38%
VAZ
10 929
6 697
-39%
MITSUBISHI
1 631
992
-39%

Спад свыше 40%:
Бренд
2013
2014
Процент изменения
SUBARU
204
115
-44%
FIAT
181
93
-49%
SSANGYONG
533
249
-53%
PEUGEOT
1 084
455
-58%
LIFAN
286
120
-58%
IVECO
53
22
-58%
UAZ
874
358
-59%
FORD
2 468
914
-63%
CADILLAC
56
20
-64%
SUZUKI
376
122
-68%
GREAT WALL
325
104
-68%
ZAZ
234
43
-82%
BOGDAN
93
16
-83%
IZH
59
7
-88%
TAGAZ
207
23
-89%
HAIMA
846
11
-99%

Изменение продаж в разрезе районов Краснодарского края и республики Адыгея
Район
Процент изменения
Староминский район
-11%
Ленинградский район
-12%
Приморско-Ахтарский район
-12%
Каневской район
-15%
Павловский район
-17%
Усть-Лабинский район
-17%
Красноармейский район
-18%
МО город Горячий Ключ
-20%
Новопокровский район
-21%
Белореченский район
-21%
Калининский район
-22%
Кавказский район
-22%
Майкопский район
-23%
Темрюкский район
-23%
Кореновский район
-24%
Гулькевичский район
-25%
Шовгеновский район
-25%
Брюховецкий район
-27%
Лабинский район
-27%
Тимашевский район
-27%
Кущёвский район
-27%
МО город Краснодар
-28%
Белоглинский район
-28%
Тихорецкий район
-28%
Крыловский район
-28%
Динской район
-29%
Абинский район
-29%
Ейский район
-29%
Выселковский район
-29%
Мостовский район
-29%
Северский район
-29%
МО город-герой Новороссийск
-29%
Теучежский район
-30%
Гиагинский район
-30%
Тахтамукайский район
-31%
Успенский район
-32%
Курганинский район
-32%
Тбилисский район
-32%
Новокубанский район
-32%
МО город-курорт Анапа
-32%
Отрадненский район
-32%
Славянский район
-33%
Апшеронский район
-33%
Щербиновский район
-35%
Туапсинский район
-36%
МО Город-курорт Сочи
-36%
Город-курорт Геленджик
-42%
Кошехабльский район
-44%
Красногвардейский район
-46%
Крымский район
-48%

В целом, можно отметить, что премиальный сегмент оказался более устойчивым к перепадам спроса. Что касается причин падения продаж, то помимо общих для российского рынка (девальвация, повышение уровня отказов со стороны банков в выдаче кредитов, рост ставок кредитования, общая настороженность на фоне международных санкций и ситуации на Украине) для Кубани действуют свои специфичные факторы, которые «держали» рынок на плаву в 2013 г. (напомним, в отличии от российского рынка на Кубани продажи автомобилей в 2013 г. не упали), а сейчас напротив – приводят к более сильном спаду продаж, нежели в целом по российскому рынку. Вполне очевидно, что экономику Краснодарского края последние годы разогревали инфраструктурные проекты связанные с «олимпийской стройкой», и определенного спада продаж наверное можно было ожидать после проведения зимней олимпиады в г. Сочи. Однако, по окончании «олимпийской стройки» многие крупные подрядчики  остановили выплаты по своим долговым обязательствам, часть из них инициировали процедуру банкротства, в следствии чего по региональной экономике  пошла цепная реакция неплатежей, вследствие чего увеличилась просрочка по выплате заработной платы, многие граждане потеряли работу, либо часть заработной платы и на фоне этих событий население значительно снизило свои инвестиционные расходы, в частности на приобретение автомобилей.  
По состоянию на август текущий прогноз до конца года – минус 27% по итогам 2014 г.


Данные автомобильной статистики для анализа были любезно предоставлены компанией ООО «Автостат-инфо» (https://www.facebook.com/groups/autostatinfo/)

Отправить комментарий