среда, 12 ноября 2014 г.

Автоматизация консолидации данных

Консолидация данных фактически представляется последним логическим звеном в цепи управленческого учета, являясь, если можно так выразиться, его финальным состоянием. То же верно и для подсистем планирования. В связи с особенностями национальной налоговой и правовой системы, возьму на себя смелость утверждать, что в российских условиях консолидация отчетности является очень важным и, в значительной мере, недооцененным инструментом. Зачастую, даже при наличии правильно работающих подсистем первичного управленческого учета и бюджетирования важные данные теряются на этапе консолидации данных. Консолидация отличается от составления сводной отчетности тем, что при ее проведении исключаются (элиминируются) так называемые внутригрупповые обороты (перепродажи между компаниями холдинга, взаимное оказание услуг, займы). Исходя из опыта общения с разработчиками и внедренцами программных решений по консолидации данных (на разных платформах), а также непосредственно с финансовыми директорами, могу сделать неутешительный вывод – консолидация проводится крайне поверхностно, с потерей учетных сегментов и «подгонкой» результата. Если это и годится, например, для банков, для составления заявки на кредит, то для целей управленческого анализа используемые упрощения не годятся, т.к. искажают информацию. Однако топ-менеджмент и собственники большинства предприятий, получая с виду красивые отчеты, подчас даже не задаются вопросом, а как же эти данные получены. Если движения денежных средств достаточно просто поддаются элиминированию даже в экселевских таблицах, то элиминация оборотов перепродажи внутри группы компаний, расчет себестоимости могут оказаться весьма нетривиальной задачей и при наличии специализированного программного обеспечения. Почему так происходит? При перепродаже активов внутри холдинга с наценкой возникает нереализованная прибыль, т.е. у компании продавца завышаются показатели прибыли и дебиторской задолженности, у компании покупателя завышается стоимость активов и кредиторской задолженности, и данное искажение следует исправлять. Немного проще, но тоже сложно проводить элиминацию внутригрупповых услуг, особенно производственного назначения. Перепродажи ОС и НМА с наценкой порождают цепочку отложенных корректировок. Если внутри холдинга вышеперечисленные операции имеют ничтожную долю, то имеет смысл игнорировать подобные искажения – именно так и делают все известные автору «коробочные» программные продукты. Однако же если операции по внутригрупповым продажам занимают значительную долю, влияют на расчет себестоимости, и, особенно, если трансфертные цены в регламентированном (налоговом, официальном бухгалтерском) учете отличаются от справедливых с точки зрения управления, то надо не только элиминировать внутригрупповые обороты, но и повторно проводить процедуру расчета финансового результата (закрытие месяца). Более того, в некоторых холдингах консолидацию необходимо проводить по разным периметрам, например, сначала по небольшим группам компаний (две-три компании, фактически являющимся одним целым, но разделенных по налоговым соображениям), а потом уже в целом по холдингу. Уровней вложенности может быть более двух. Очевидно, что при наличии всех вышеуказанных факторов, произвести консолидацию вручную (с применением электронных таблиц) практически невозможно, следует использовать достаточно тяжелое ПО, причем адаптированное под нужды именно Вашего предприятия, с учетом Вашей управленческой учетной политики.


Вы можете заказать автоматизацию процесса консолидации данных в Краснодаре, а также в любом другом регионе ООО "Современные Технологии Управления" (http://1c.mtmb.ru/)


Отправить комментарий