суббота, 31 января 2015 г.

Про Прагу, Победу и Краснодар.

Прага колоритный город. Ее можно узнать даже из воздуха, еще любуясь видом сквозь стекло иллюминатора.  Сверху всё и вправду выглядит как в средневековой сказке, аккуратные домики с черепичными крышами, река Влатва своей водной гладью отражает солнце и течет потоками расплавленного золота, а над ней красивейшие старинные мосты, темные от времени, с узорами, словно бы вырезанными мастером из ценного дерева. Приземляешься в современном аэропорте Вацлава Гавела. Заселяешься в гостинце. Едешь в центр. Вокруг трамваи, красивая архитектура и конечно же Шкоды. Столько автомобилей марки Шкода больше нигде не встретить.  Сразу понимаешь, что ты очутился в Чехии. Вообще - Чехия страна особая. Место столкновения цивилизаций, а Прага - эпицентр этой многовековой битвы.  Город астрологов, алхимиков, ученых и шарлатанов, купцов и рыцарей, художников и священников. Восток и Запад, Юг и Север, это место где перемешалось всё, но как масло и вода, оставшись разделенным. Население здесь славянское, и несет культурный генетический код восточноевропейских народов, с присущей нам большей душевной простотой и некой приземленностью. И это реально ощущается. Но очутившись в центре, в старом городе, попадаешь словно бы в другой мир. Чувствуешь себя среди осколков чужеродной древней империи. Эти осколки повсюду, вокруг них вырастали и умирали десятки поколений, строили, разрушали и снова строили, обживали. Прага долгое время была столицей Священной Римской Империи и её дух витает в воздухе. Как исполинский дракон, спящий тысячелетним каменным сном, над Прагой возвышается Собор Святого Вита. И словно верный Страж давлеет над ней, пульсирует невидимыми волнами мистического излучения, гипнотизирует и заставляет подчиняться воле своих давно сгинувших в веках хозяев. Или не сгинувших... Иногда кажется, что те хозяева снова здесь и они снова главные. Однако же, чем дальше отъезжаешь от центра, тем явственнее проявляется и восточный дух. Ближе к окраине видишь застройку советских времен, меньше туристов, больше местных, легко даже можно представить, что идешь по Краснодару или Ростову-на-Дону. Рефлексия по славянскому миру видимо у чехов ассоциируется с коммунизмом, это местами дает о себе знать, иногда вылазит из старых подвалов и бомбоубежищ, и по ночами рисует советскую символику. Вот даже сфотографировался на фоне серпа и молота.  Чехи по-моложе, до 35-40, они «другие». Отформатированные. Обезличенные какие-то. Люди же старшего поколения – они в большей степени «наши». Причем чехи, которым за сорок,  могут, услышав русскую речь, скокетничать, сказать с теплом «спасибо», «до свидания» или «дьякую» на худой конец. Причем такой показательный момент – в музее Шкода пожилая уборщица подошла и разговорилась с нами только после того, как ушли из зоны видимости сотрудники администрации. Наверняка она не задумывалась об этом, видимо просто подсознательно так поступила. Видно, что в чехов вдолбили - «русские плохие». И оттого, что они – чехи –осознают родство с нами, им еще и сами стыдно за это, и они подвержены антиславянизму даже больше тех же немцев. Не берусь судить плохо это или хорошо, у меня нет оценок. Просто вот так. Чехи считают русских оккупантами, при этом сами даже не задумываются, что сами вместе с США оккупировали Афганистан. Они считают десятки погибших во время пражской весны 1968, но забывают про десятки миллионов советских граждан, отдавших свои жизни в том числе и за свободу чехов. Возможно и возникает соблазн их покритиковать, но…  Давайте перейдем в практическую плоскость. С чего бы начать? В пражском метрополитене нет турникетов как например в Москве. В трамваях и автобусах нет кондукторов. Да, контролеры, есть. Так по крайней мере говорят, сам не видел. Это говорит об элементарной честности граждан. Общественный транспорт в Праге - это тема для отдельной статьи. Нет пробок. Совсем нет. Везде автобусы, трамваи, метро. Транспорт ходит четко, слаженно, во-время, в достаточном количестве. Почти везде есть мониторы, отображающие в удобном формате информацию о следующей и ближайших за ней остановках. Голосовая озвучка заранее предупреждает о том, какой будет следующая остановка. Трамваи и автобусы адаптированы под инвалидные и детские коляски.  Люди спокойные. Инфраструктура удобна. Нет хамства, агрессии, водители на личных авто не пытаются тебя задавить и обматерить. Я понимаю, что нет никаких реальных проблем так же настроить общественный транспорт и у нас, в частности в Краснодаре. Это всего лишь инженерная задача. Но тогда отдельные засранцы лишатся своих доходов, поэтому наши власти готовы в лучшем случае лишь на полумеры. Но я не буду критиковать наши власти. Мы все такие. Это нас – россиян – разъела коррупция, ленность, инфантильность и тотальная некомпетентность. Я не хочу критиковать ни чехов, ни другие народы, и обвинять их в том, что они «все фашисты» и не уважают нашу Победу. Мы сами не уважаем Победу наших предков и используем её как ширму, отговорку для самих себя. Это мы предаем Победу, каждый раз когда даем взятку гибэдэдэшнику, каждый раз, когда превышаем скорость, каждый раз, когда ленимся написать в мэрию письму с просьбой отремонтировать раздолбанную дорогу. Каждый раз когда не платим налоги. Каждый раз, когда отказываемся отстаивать свои права. Но надо с чего-то начинать, правильно? Я не призываю к майданам, не агитирую за Навального. Меньше политики, больше реальных мер. У нас в Краснодаре есть люди, которые знают, что надо делать и как. Что бы жилось элементарно комфортнее. Как минимум рекомендую изредка читать блоги городских активистов и вступить в пару соответствующих групп в соцсетях. Ваш вклад в обустройство города может заключаться в том, что бы раз в год потратить пару минут и подписаться на какой-нибудт электронной петиции за покупку трамваев или против мошеннических штрафов ГИБДД. Можно просто ставить лайки в фэйсбуке и контакте. Важно накопить критическую массу граждан, к мнению которых местная администрация вынуждена будет прислушиваться. И много ведь не надо - пары тысяч человек более чем достаточно. Для начала рекомендую подписаться на блог краснодарского урбаниста Григория Корнева и вступить в группы против строительства глупой, ненужной и жутко дорогой многоуровневой развязки на пересечении Старокубанской и Ставропольской (https://www.facebook.com/groups/razvyazka/ и http://vk.com/razvyazka). Можно еще писать в Администрацию города о существующих проблемах. Ну и в принципе - давайте будем добрее, спокойнее и соблюдать правила.
























Отправить комментарий